Историческая справка.

ИСТОРИЧЕСКАЯ  СПРАВКА.

 

На широких просторах Базарно-Карабулакского района в 40 км от районного центра раскинулось старинное село Яковлевка.

Историей возникновения села интересовались многие, но были определённые затруднения. В архивах Базарного Карабулака, в Центральном архиве  г.Саратова документов, свидетельствующих об истории с.Яковлевка не было. Плодотворным оказалось обращение в Московский центральный архив. Был получен долгожданный ответ. 

По документам впервые Яковлевка упомянута в 1740 году. В то время в деревне проживало всего 68 человек. Село росло очень быстро. Это, в частности, было связано с тем, что в селе не было помещиков, а крестьяне были не крепостными, а государственными.

Живя на казённой земле, крестьяне платили ренту и, подчиняясь управлению государственных органов, считались лично свободными. По широко разбросанному селу выстраивались обыкновенные крестьянские избы, крытые соломой, за дворами которых тянулись узкие полоски приусадебной земли. Главными украшениями села были мечети. В 1835 году их было 5, при мечетях были организованы школы-медресе, где обучали только мальчиков. Лишь после 1917 года девочек стали обучать грамоте жёны мусульманского духовенства. Обучали детей, в основном, арабскому письму. Татарскому языку, а затем и русскому стали обучать только в 30-х годах ХХ века. На долю девочек приходилось много забот и летом и зимой. Семьи были большими, детей было много – по 8-12 в каждой. Девочкам постарше приходилось быть няньками, прясть пряжу из шерсти, льна и конопли, ткать, вязать, так как повседневная одежда в большинстве случаев шилась из домотканого полотна.

Яковлевцы слыли в округе трудолюбивыми людьми и жили в окружении русских, чувашей, мордвы с миром. Ещё в конце XIX – начале XX были случаи смешанных браков. Отсюда и фамилии – Серебряковы, Салтыковы, Филипповы.

Главным занятием жителей было сельское хозяйство. Мужчины каждой крестьянской семьи из общей земельной площади села получали наделы. Землю приходилось обрабатывать ручным способом, сохами и деревянными боронами. Весной, летом и осенью во время полевых работ дома оставались лишь старики и маленькие дети. Все же остальные, включая детей 8-10 лет, трудились в поле (иногда даже ночевали там). В селе вплоть до 30-х годов ХХ столетия не было медиков, а роды у женщин принимали повивальные бабки ещё и в 50-е годы. Большая часть населения долгое время не владели грамотой, плохо знали русский язык. В конце XIX – начале XX века часть мужчин занялась частным промыслом – меняли в деревнях дёготь на продукты, или на другой товар. Это способствовало налаживанию отношений с представителями других народностей. 

Проводя большую часть времени в труде и заботах, жители села всё же позволяли себе повеселиться, развлечься в пору свадеб, в религиозные праздники, но без спиртного. Для молодёжи собирали вечеринки, осенью они были сопряжены с обработкой гусей и уток, когда заготавливали мясо на зиму, а пухом набивали подушки и перины. Вечером, по окончании работ, хозяева давали молодёжи повеселиться – девушки убирались, юноши таскали дрова, воду, затапливали печку, чтобы было тепло и уютно в избе.

Жили просто – обычно в доме стоял стол, у стен деревянные лавки, около печи деревянная кровать, на которой лежали несколько соломенных матрацев, накрытых домотканым одеялом. Спали и на печи, и на лавках, и на полатях, и на полу, так как семьи были большие. Старикам и маленьким детям отводилось место потеплее. Уважение к старшим в селе почиталось всегда. Надворные постройки белились мелом и содержались в чистоте. Особое внимание уделялось конюшне – лошадь в татарской усадьбе считалась чуть ли не членом семьи. Застраивались, как и в других татарских сёлах очень плотно, двор ко двору. Сыновья, подрастая и обзаведясь своей семьёй, ставили дома рядом с отцовским. Так появлялись целые улицы, на которых проживали близкие родственники.

В Яковлевке каждая семья, кроме фамилии, имела ещё уличное прозвище, по которому проще ориентироваться и находить нужного человека. Например – Арюклар, Апалар, Зубайлар, Сутайлар и другие. Уличные прозвища, в отличии от фамилий, отражают степень родства и помогают воссозданию родословных. Это сохранилось до настоящего времени. 

 В конце XIX – начале XX века в селе было несколько водяных мельниц на реке Узе, а также две лавки. Их хозяева и другие наиболее зажиточные жители были репрессированы после событий 1917 года.

В годы Великой Отечественной войны, как и всё население Советского Союза, жители села, мужчины – активно участвовали в боевых действиях, женщины – выращивали хлеб, растили детей, собирали посылки с тёплыми вещами и махоркой для отправки на фронт. С фронта не вернулись 215 человек. В центре села воздвигнут обелиск, где на мраморной доске вписаны имена павших в годы Великой Отечественной войны. Среди вернувшихся с фронта - герой Советского Союза Кудашев Идрис Моисеевич. Дошёл до Берлина и удостоен многих военных наград Тугушев Абдряшит Хусяинович. 

Щедро наделённое природной красой, село наше воспитало для России много достойных людей – учителей, инженеров, дипломатов, врачей, специалистов сельского хозяйства, работников искусства, военных.

 

Здание школыВ 1930 году в селе была открыта начальная школа, в 1949 году она была преобразована в семилетнюю, в 1962 году – в восьмилетнюю, в 1966 году – в среднюю. В 2004-05 учебном году в школе обучается 280 учеников. Всё население сейчас составляет 2018 человек. Село благоустраивается: много современных домов со всеми удобствами, недавно построено большое , красивое здание мечети, строится Дом культуры. Многие выходцы возвращаются обратно в село. Увеличивается количество молодых семей, имеющих по 3-4 детей. Имеются два образовательных учреждения: для детей школьного возраста – средняя школа, для детей дошкольного возраста – детский садик. В школе с 1 по 5 класс преподаётся татарский язык, проводится много внеклассных мероприятий в национальных традициях.



 ОБЫЧАИ  И ОБРЯДЫ  ТАТАРСКОГО  НАРОДА.

 КУНАКИ. По старинному обычаю любой человек мог остановиться в качестве гостя в любом доме, и его принимали с большим радушием, ибо считалось: вместе с гостем в дом приходит благо. Тот, кто хоть раз воспользовался гостеприимством другого, мог стать его кунаком, и в обязанность обоих в этом случае входила поддержка в разных житейских случаях. Пожелавшие стать кунаками, давали друг другу клятву и совершали специальный обряд, согласно которому в чашку с брагой опускали монеты и пили из неё по очереди.

Народные обычаи и промыслы

 

ВЫКУП ВОДЫ У НЕВЕСТКИ. В день свадьбы невеста идёт за водой на родник или колодец. Она должна принести вёдра домой, не расплескав воду. С этого момента невеста становится «килен» - невесткой. Затем родственники жениха и гости бросают в вёдра бумажные деньги, как бы выкупая невесту.

 

ДОЖДЕВАЯ КАША (ЯНГЫР БОТКАСЫ). В начале засушливого лета, когда возникает угроза гибели посевов, под руководством женщин дети начинают ходить по деревне, заходят в каждый дом и просят для варки каши крупу и масло. Пока женщины варят в большом казане кашу, дети поют:

«Янгыр яу-яу-яу

Майлы ботка биремен

Тэти кашык базарда

Тэмле ботка казанда»

Затем, как обычно, самая старшая из женщин шла к кладбищу, останавливалась у ограды и читала молитву – обращение к Всевышнему о том, чтобы он ниспослал дождь. После молитвы все кушали кашу, поливали себя водой. В несколько изменённом виде этот обряд проводится и в настоящее время.

 

КЛЯТВЕННАЯ КАША (НЭЗЕР БОТКАСЫ).    К тяжело больному    человеку  заходили соседи, родственники, чтобы узнать о самочувствии и помочь ему. Сначала надо было прочитать специальные суры из Корана – священной книги мусульман, затем молились и просили Всевышнего облегчить страдания больного и исцелить болезнь. После этого, сварив кашу, заносили её и кормили больного.

 

ПРАЗДНИК БОРОЗДЫ (САБАНТУЙ).  После окончания весенних полевых работ в сёлах проводят праздник «Сабантуй». Этот праздник проходит очень интересно и весело: юмор, состязания батыров, национальные игры, увлекательные игры для детей – вот далеко не полный перечень всего, что можно здесь увидеть. Фольклорное, юмористическое описание персонажей на Сабантуе очень точно передаётся в следующей стихотворной форме:

Длинный, метров шесть,

На майдане шест,

Так и манит -  взлесть!

Там петух вверху,

Лезу к петуху.

Как петух теперь я

С высоты гляжу.

И не нужен стал мне

Этот самый приз,

Пусть меня достанут 

И опустят вниз.

 

 РЕЛИГИЯ

 

Мечеть в ЯковлевкеТатары, в основном, исповедуют ислам суннитского толка, лишь небольшая часть татар-кряшенов – христианство. Классический ислам проповедует справедливость, любовь к ближнему, осуждает жестокость, насилие. Столпы ислама – намаз (ежедневная пятикратная молитва), закят (добровольные пожертвования бедным, неимущим, одиноким, пожилым людям), Хадж – посещение мусульманских святынь в Мекке, Ураза – очищение от грехов. Среди религиозных праздников самым почитаемыми считаются: священный месяц Рамазан (Рамадан) – месяц поста и праздник в честь окончания поста – Ураза байрам, а также праздник Курбан байрам – праздник жертвоприношения в честь окончания великого паломничества в Мекку.

Жители села всегда были очень набожными, строго придерживаясь канонов мусульманской религии, молились 5 раз в день. В мечеть ходили взрослые мужчины и мальчики, начиная с 8-9 лет, женщины же молились дома. Хотя в 30-е годы ХХ века мечети были разрушены, молились в дома и в специальных молельных домах. Лишь в 1999 году в центре села на средства от добровольных пожертвований была воздвигнута мечеть. Она вмещает практически всё взрослое мужское население села, а также приезжающих на религиозные праздники выходцев из села. 

 Создавайте сайты на Okis.ru 

 

счетчик посещений